Немного о стартерах

 

Наверное, эта небольшая статья предназначена для тех, кто привык на своем автомобиле все делать своими руками. Не ищите в этой статье полного руководства по диагностике и ремонту стартера. Здесь я хочу указать на некоторые ошибки при диагностике стартера и, в случае его неисправности, ремонте, дать некоторые советы, которые могут пригодиться.

Итак, вы включили зажигание, поворачиваете ключ на старт, но характерного звука работы стартера не слышно. Идущий мимо сосед по гаражу сразу дает совет, мол, меняй втягивающее реле, и все будет нормально, мол, у меня было такое, заменил реле, и все OK. Мы все любим советовать, тем более деньги все равно чужие. Не спешите менять реле, оно, на самом деле, выходит из строя не так часто, как может показаться. Причин молчания стартера может быть много, поэтому необходимо сначала определить неисправность, а потом уже устранять ее (а не наоборот).

Рассмотрим несколько случаев. Для начала необходимо проверить, приходит ли на управление стартера сигнал. Сделать это довольно просто, воспользовавшись простым пробником на 12 или 24 вольта (в зависимости от напряжения сети автомобиля), состоящим из лампочки и двух проводов, один из которых подключаете к массе автомобиля, а второй – клемме 50 стартера (обычно это тонкий провод, подходящий к втягивающему реле). Попросите кого-нибудь (того же соседа, например) повернуть ключ в положение старт. Лампочка не загорелась, а это значит, что причина не в стартере, а в чем-то другом, например, в замке зажигания, в реле стартера, если такое присутствует в данном автомобиле, в каком-либо из разъемов или в проводке. Об этом в данной статье говорить не будем.

А вот если лампочка загорелась, все рано не спешите менять втягивающее реле. Продолжим поиск неисправности. Стартер является самым мощным потребителем на автомобиле, а значит, любой плохой контакт может нарушить его работу. Теперь переключим провод нашего пробника с клеммы 50 стартера на болт, к которому прикручен провод, уходящий в стартер. Опять поворачиваем ключ замка зажигания на старт. У нас опять два варианта – лампочка пробника загорелась или нет. Если пробник не загорелся – причина во втягивающей обмотке втягивающего реле, вернее, в ее обрыве, что зачастую лечится простой пайкой контактов обмотки, которые в большинстве случаев расположены на карболитовой крышке втягивающего реле. Теперь случай, когда лампочка пробника загорелась. Обмотка втягивающего реле живая, а стартер молчит. Перекинем провод пробника на тот самый провод, который уходит в стартер. Опять же поворачиваем ключ на старт и смотрим на пробник. Пробник не загорелся, причина – плохой контакт, и лечится эта неисправность откручиванием гайки, зажимающей провод, и чисткой этой гайки или ее заменой. Но в случае, если лампочка пробника загорелась – тоже еще не говорит о неисправности стартера. В этом случае необходимо проверить массу на двигателе с помощью того же пробника. Подключите пробник одним концом к минусовой клемме аккумулятора, вторым концом - к двигателю. И опять ключ на старт. Лампочка пробника загорелась – плохой контакт в соединении между минусовой клеммой аккумулятора и двигателем. А вот если лампочка не загорелась – предстоит ремонт стартера, неисправность может заключаться в изношенных щетках стартера, в якоре или же опять в плохом контакте.

Как видите, диагностика довольно проста, иногда она занимает меньше минуты, итогом может стать экономия средств и сил на ненужную работу.

Опишу другой случай, когда любители советов предлагают заменить втягивающее реле стартера, что тоже не всегда верно. Вы поворачиваете ключ замка зажигания на старт, но в этом случае слышите только громкий щелчок втягивающего реле, но сам мотор стартера молчит. Казалось бы, контакты (в народе еще называют пятаки) втягивающего реле изношены, и, якобы их чистка вернет жизнь стартеру. Но давайте все-таки проверим все до конца. В первую очередь проверим контакт минусовой клеммы аккумулятора с двигателем способом, описанным выше. Опять используем наш пробник. Проверили, контакт в норме. Теперь проверим питание самого стартера, для этого подключаем один провод пробника к минусу аккумулятора, а второй – к клемме 30 стартера (это контакт на втягивающем реле, к которому прикручен толстый провод, идущий от плюсовой клеммы аккумулятора). Лампочка пробника горит. Поворачиваем ключ на старт. Лампочка погасла. Неисправность в плохом контакте провода в месте соединения с клеммой 30 стартера, в клемме на аккумуляторе (особенно, если это свинцовая клемма), в самом проводе (и такое бывает, хотя он толщиной в палец). Как устранить данную неисправность, думаю, вы догадались.

А что же делать, если в момент поворота ключа на старт лампочка пробника не погасла? Ответ может изумить, но он такой – продолжать искать неисправность. Перемещаем провод пробника на вторую большую клемму втягивающего реле и опять поворачиваем ключ на старт. Лампочка не загорелась – виновником неисправности служит втягивающего реле. Его следует заменить. Не стоит колдовать над ним (особенно, если нет навыка), вы, может быть, еще сможете вернуть его к жизни, но в любой момент, как правило, самый неподходящий, это колдовство выйдет боком. Если лампочка пробника загорелась ярко или слабо, причина неисправности опять же в стартере.

Я часто слышу от людей такую фразу, мол, перебрал стартер уже несколько раз, а он все равно не проворачивает двигатель. И смех, и грех. Какой смысл перебирать наобум, наудачу, а вдруг заработает. В 90% случаев разбирая стартер, я уже знаю причину его отказа. Поэтому еще раз хочу повторить: необходимо правильно провести диагностику, а уже потом принимать меры.

Теперь поговорим о ремонте стартера. Нет, в данной статье я не буду описывать ремонт, он в разных случаях разный, иногда доходящий до абсурда – удаления обычной грязи. Знаю, многие ремонтируют сами, худо-бедно, стартер начинает работать, чуть хуже, но двигатель заводит, проработать может неделю, но он же работал эту неделю. Хочу предостеречь от некоторых грубых ошибок, допускаемых при сборке стартера. Избегая эти ошибки, вы продлите жизнь этому механизму, а он в ответ будет служить вам верой и правдой. Самая грубая ошибка – смазка подшипников скольжения (или же стартерных втулок). Этого нельзя делать ни в коем случае. Если они изношены, их необходимо менять, никакая смазка здесь не поможет. При изготовлении подшипники пропитываются смазкой (в этом легко убедиться, нагревая втулку, на ее поверхности выступят капельки смазки), которой достаточно на весь срок службы, никакой дополнительной смазки не требуется. Но самое главное – любая дополнительная смазка собирает пыль и грязь, превращаясь из смазки в наждак, что приводит к износу вала якоря, а эта деталь дорогая, иногда от стоимости стартера составляет процентов 60-70.

Многие детали в стартере выполняют несколько функций, об этом тоже не стоит забывать. У меня был случай, когда один клиент перебрал свой стартер, а потом принес его на ремонт. Причиной неисправности оказалась покраска стартера, причем, не только снаружи, но и внутри. Крышка щеточного узла не только закрывает последний от грязи, но еще служит и проводником от щеточного узла к корпусу стартера. На чистоту этого контакта особенно следует обращать внимание, так как от этого зависит работа стартера в целом, а когда на пути тока встает диэлектрик в виде краски, работы никакой не будет.

Ну вот, наверное, и все, о чем я хотел рассказать в этой статье. Если у кого-нибудь возникнут вопросы, пишите мне на E-mail, постараюсь не задерживать ответ.

Яндекс.Метрика