О проводке, и не только о ней

Проводка автомобилей, что можно рассказать о ней? Это неотъемлемая часть автомобиля, хотя сейчас уже некоторые датчики передают информацию не по проводам, а посредством радиосигналов. Ни для кого не будет секретом, что общая протяженность всех проводов может достигать нескольких километров. И, конечно же, от состояния проводки зависит работа основных узлов автомобиля. Очень часто слышу от своих клиентов фразу, что электрика – это наука о контактах, либо контакт есть, либо его нет. Я не согласен с этим утверждением, во всяком случае, что электрика – наука о контактах. Контакты – это маленькая часть электрики, но далеко не единственная.

Как это не банально прозвучит, но проводка автомобиля тоже изнашивается, так как работает в относительно тяжелых условиях: и перепад температур, и вибрация, и влага. Особенно достается той ее части, которая находится под капотом. Конечно, износ проводки нельзя сравнивать, скажем, с износом тормозных колодок, хотя зачастую провода перетираются. Состояние проводки напрямую зависит от состояния ее изоляции, которая страдает от высоких температур. Со временем изоляция высыхает, трескается и осыпается, оставляя оголенными сами провода, а это приводит к нежелательным замыканиям. Влага, попадающая в трещины изоляции, приводит к коррозии самих проводов, а впоследствии – к обрыву. Все это прописные истины и заострять внимание на этом я не буду. Сейчас я хочу поговорить о своих наблюдениях, связанных с эксплуатацией именно проводки автомобиля, дать несколько советов. Кому-то может пригодиться, кто-то скажет, что и так все понятно, мол, писать об этом – трата времени. Но, все же я осмелюсь…

В цепи любой проводки обязательно должен находиться предохранитель. Вот с него я и начну. Вещь необходимая в любой электрической цепи. Я застал автомобили, на которых было установлено всего три предохранителя. Сейчас, конечно, такого не встретишь, порой в одном только блоке их установлено штук по 20, да и блоков может быть несколько. На японских автомобилях предохранитель стоит даже в цепи генератора. Думаю, всем понятно, что предохранитель должен сберегать проводку в случае короткого замыкания, понятно это и тем, кто устанавливает монеты в качестве предохранителя или наматывает провод толщиной в палец. Почему-то автолюбители и некоторые горе-электрики считают, что если предохранитель сгорает, значит, он слабый. Результат бывает плачевным. Мне доводилось видеть автомобили, у которых выгорала панель приборов, а сами водители едва успевали выскочить. Вывод: необходимо искать неисправность в проводке. К моему великому сожалению на данный момент рынок забит предохранителями неизвестного происхождения, которые устанавливать на автомобили категорически запрещено, так как предохранитель, скажем, на 5 ампер с легкостью выдерживает ток в несколько раз больше своего номинала. У меня был случай, когда на автомобиль Toyota умельцы установили магнитолу. После их установки сгорел предохранитель на габаритные огни. Хозяин автомобиля купил предохранитель того же номинала и поставил его. Предохранитель выдержал, а вот проводка… Ремонт оказался дорогим: пришлось снимать полностью панель приборов, отодвигать отопитель, разматывать жгуты проводов, менять провода, изолировать и т.д.

Очень часто вижу и такое, когда предохранитель вообще не ставят. Скажем, устанавливает владелец автомобиля противотуманные фары, мало того, что он может кинуть провода чуть ли не поверх двигателя (так проще и короче), так он еще и запитывает их от аккумулятора напрямую. Результатом может стать пожар, и такое случается. Некоторые автомобилисты считают, что вентилятор охлаждения включается слишком поздно, устанавливают дополнительный тумблер в салон, но провода к тумблеру опять же тянут от аккумуляторной батареи, причем тянут через дверь автомобиля – дешево и сердито. Итог такой прокладки провода, да еще и без предохранителя, – опять пожар.

Теперь давайте поговорим об установке магнитол (сюда же можно отнести и рации, устанавливаемые таксистами). Бытует мнение, что магнитола работает лучше, если ее запитать непосредственно от аккумулятора, а если еще и провод протянуть толщиной в палец (кстати, через такой провод можно смело включать стартер), то магнитола вообще будет звучать классно, никаких сабвуферов не надо. Я понимаю, когда половину багажника занимает мощный усилитель, и падение напряжения в его цепи сказывается на качестве звучания, но когда стоит простенькая магнитола, да динамики мощностью в несколько ватт, которые начинают хрипеть уже при начале увеличения громкости – этого я не понимаю. Во-первых, провод от аккумулятора на большинстве автомобилей подводится непосредственно к замку зажигания. Во-вторых, кабель для таких магнитол толщиной в палец – излишняя роскошь. Сопоставьте сечение провода магнитолы с сечением вашего кабеля… А если таким кабелем еще и динамики подключить? Нет, я никого не отговариваю от подобных действий, каждый сам решать, что делать на своем автомобиле. Просто если уж вы решились на такое, то хотя бы элементарные правила безопасности надо выполнить. И еще один нюанс. Устанавливая магнитолы на автомобили японского и корейского производства, помните, что к разъему штатной магнитолы подводится провод от габаритных огней, многие подключают массу магнитолы к этому проводу, а так как магнитолы в этих автомобилях крепятся винтами к металлическому шасси, закрепленному на кузове, то при включении габаритных огней происходит короткое замыкание. Люди не всегда ассоциируют перегорание предохранителя на габаритные огни с установкой магнитолы. Желательно помнить об этом.

Хочу затронуть еще одну тему: установка сигнализаций. Когда автовладелец хочет сэкономить, он устанавливает ее сам. Скажу честно, уважаю людей, которые сами умеют ремонтировать свой автомобиль, а если они еще и грамотно это выполняют, то просто вызывают восторг. Но зачастую это бывает не так. Опять же протягивают провода не лучшим образом к аккумулятору, а если в инструкции по установке сигнализации написано, что такие-то провода надо подключить к лампочкам поворотов, то это понимают в буквальном смысле, и провода тянут именно к лампочкам, забывая, а, может, и не зная о том, что все это можно подключить в районе, скажем, рулевой колонки. А еще, глядя на такую работу, думаешь, хорошо, что в комплект сигнализации не входят бухты с проводами, все эти бухты прятались бы под ковриком водителя.

В последнее время получили широкое распространение автомобильные компрессоры для подкачки колес. Прогресс! И я не против подкачать колесо именно компрессором, а не ручным или ножным насосом. Включил, и кури рядом, контролируя давление по манометру. Как правило, компрессоры комплектуются разъемами для прикуривателя. А вот здесь скрывается мина замедленного действия. Дело в том, что компрессоры потребляют относительно большой ток, причем ток возрастает по мере увеличения давления в шине. Родной предохранитель в цепи прикуривателя перегорает. Опять срабатывает правило нашего обывателя – если предохранитель перегорает, значит, он слабый. Вставляется предохранитель на больший номинал… Не знаю, для чего, но в гнезде прикуривателя отечественных автомобилей устанавливается оловянная шайба, она начинает плавиться, создавая короткое замыкание в цепи прикуривателя. Опять сгорает предохранитель. Опять срабатывает правило «слабого» предохранителя. Догадываетесь, что происходит? Правильно, дорогостоящий ремонт проводки. Дальновиднее всех оказались японцы. Предвидя подобное, они стали устанавливать еще один предохранитель непосредственно в гнезде прикуривателя, доступ к которому затруднен. А совет в данном случае простой – не включать компрессор в гнездо прикуривателя. А что же делать? Ответ тоже простой. Купите два зажима типа «крокодил», прикрепите их вместо разъема под прикуриватель и подключайте непосредственно к аккумулятору. Как правило, полярность подключения компрессора на его работу не влияет.

И еще одно. Кто-то уже знает, а кому-то может помочь в будущем. Устанавливая подкрыльники на свой ВАЗ-10 или ВАЗ-12, помните, что проводка автомобиля проходит по левому борту автомобиля. Как правило, саморезы, крепящие подкрыльник над задним левым колесом, вворачиваются в жгут проводов, идущий к задней части автомобиля. Проявиться эта болячка может не сразу, бывает, что замыкание появляется через год эксплуатации. Помните об этом. Вообще, каждому автомобилю присущи определенные неисправности, касающиеся проводки. Рассказать обо всех не представляется возможным. Главное, устанавливая что-то дополнительное на автомобиль, помните об элементарной безопасности.

Проводку автомобиля я иногда сравниваю с нашими нервными окончаниями. По проводам передаются сигналы от датчиков, по проводам передаются сигналы управления к различным устройствам автомобиля. А потому, берегите нервы. И свои, и – своего железного коня.

 

Яндекс.Метрика